Какой точки зрения придерживаются соплеменники относительно сохранения родного языка?

8 декабря 2017 г., пятница

На сессии Госсовета Татарстана было объявлено о том, что обучаться татарскому языку можно будет на добровольной основе, при согласии родителей, два часа в неделю.

Как восприняли эту информацию учителя и школьники? Какой точки зрения придерживаются соплеменники относительно сохранения родного языка?

Наиля ХАРИСОВА, учитель татарского языка гимназии №1:

– Как государственный язык, татарский не должен был сводиться к преподаванию на добровольной основе. Однако от такого решения есть и польза. Не секрет, хотя татарский язык считался государственным, но до этого он не применялся во всех сферах. Изучение татарского языка в основном свели к школе и учителям. А сложившаяся в последнее время вокруг языка дискуссия, по-моему, разбудила и тех, кто говорил по-русски, но в душе всегда оставался татарином.

Если не спадет такое возбуждение, то в будущем этот минус может даже обернуться некоторым плюсом. Поскольку если сам народ не захочет – язык не умрет. А для этого на защиту языка в самую первую очередь должны встать мы сами. 

В связи с этим хочется обратиться к представителям старшего поколения, религиозным деятелям. Пусть бабушки и дедушки прекратят свое общение с внуками на ломаном русском языке. И проповеди религиозных деятелей на татарском языке играют важную роль в сохранении языка.

Нашему Агрызу нужна и национальная организация, стоящая на страже родного языка, традиций и обычаев. Как эффективно работают татарские организации в соседней Удмуртии!

А мы, учителя, какое бы количество часов ни было, будем стараться плодотворно использовать выделенное время и прилагать все силы, чтобы и дальше эффективно преподавать родной язык ученикам.

Физалия ШАКИРЯНОВА, Агрыз:

– Сокращение уроков татарского языка, конечно, вызвало некоторое беспокойство. Однако мы и до этого общались с детьми на татарском, впредь уделим этому еще больше внимания. Наш сын Эдуард учится в 6 классе гимназии №1. Он с огромным удовольствием посещает уроки татарского, и с нами дома разговаривает только по-татарски. Я сама стараюсь держать под контролем общение сына на родном языке. Если, скажем, он обратится по-русски «мама», тут же делаю замечание. Сын любит слушать татарскую музыку, охотно подпевает. С удовольствием смотрит по телевизору популярные передачи «Җырлыйк әле», «Башваткыч», «Переведи».  С  другом-одноклассником Ильсафом тоже общается по-татарски. И в гостях у бабушки и дедушки в селе говорит с ними только на родном языке.

Мы сами выросли в татарской атмосфере, потому твердо полагаем, что и наши дети должны знать родной язык, уважать обычаи и традиции своего народа. И в будущем сделаем все возможное, чтобы дети росли патриотами родного языка.

Камиль ХАМИДУЛЛИН, ученик 3 а класса школы №4:

– Я всегда жду уроков татарского. Там я с удовольствием читаю и пишу по-татарски, заучиваю стихи. Давайте и вам расскажу свое любимое стихотворение:

Кояш, кояш, син биектә,

Бар дөньяны күрәсең.

Әйтче, иң матур җир кайда,

Син бит инде беләсең?!

У меня отличные оценки по татарскому. Я не только на уроках, но и дома говорю по-татарски, и когда приезжаю к бабушке в Шаршаду.  Я очень люблю свой родной язык.

***

В одном из следующих номеров мы еще вернемся к этой теме. На этот раз будем искать ответ на вопрос, как в будущем будут преподаваться уроки татарского языка в школах района.

Беседовала Дания АБЗАЛИЕВА.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International