Отчетное выступление Главы Агрызского муниципального района Республики Татарстан о работе в 2008 году и задачах на 2009 год

           Главным событием отчетного 2008 года, безусловно, стали выборы Президента Российской Федерации и не менее значимым - празднование 70-летнего юбилея нашего города. Благодаря усилиям жителей района и трудовых коллективов  мы сумели достойно встретить и провести этот праздник. Все что сделано за эти годы – все на виду. Это благоустройство города, ввод жилья, строительство социальных объектов, дорог, реализация инвестиционных программ. Наш  совместный труд  оценен по достоинству и отмечен высокой оценкой руководства  республики.  Сохранить все то позитивное, что было создано нами  за последние годы  и приумножить –  задача на предстоящие годы. 


           Анализируя  социально-экономическую деятельность района за прошлый год, отмечу, что, несмотря на серьезные внешние вызовы, мы  добились достаточно устойчивого  поступательного развития. Выполнены все важнейшие экономические параметры. Обеспечена нормальная работа всех социальных учреждений.


           По-прежнему, первостепенной  задачей оставался вопрос повышения качества и уровня жизни  населения, реализации социально ориентированных проектов в здравоохранении, образовании и строительстве жилья, а также мер долгосрочной демографической политики.


В первую очередь,  позитивные изменения качества жизни,   обусловлены    ростом  реальных денежных доходов населения. Так,   рост  средней  заработной платы по сравнению с 2007 годом обеспечен на уровне  133%  до  12035  рублей в месяц. На треть снизилось количество предприятий со средней заработной платой ниже минимального потребительского бюджета, на  67 % доля работников, имеющих зарплату ниже прожиточного минимума.


В этом году стоит задача   - увеличить  среднюю заработную плату  по району до 13000 рублей,  денежных доходов на душу населения до 6104 рублей. Несмотря на ожидаемый сложный бюджет, в этом году принципиальным остается вопрос дальнейшего последовательного повышения доходов работников  бюджетной сферы. По сравнению с прошлым годом их заработная плата  увеличилась на 39 % и составила 8455 рублей.


С 1 января текущего года с  повышением минимальной заработной платы бюджетников до 4330 рублей, годовой фонд оплаты труда увеличится на 16%. В вопросах заработной платы    необходимо уделить  внимание руководителям  предприятий  сельского хозяйства, потребительского общества, сферы услуг, где уровень оплаты  заметно  отстает  от среднерайонного  и ниже минимального потребительского бюджета. Здесь особо хочу   настроить всех руководителей предприятий и организаций:   несмотря на финансовый  кризис, программа социально- экономического развития района действует, структура  целей и задач не меняется. Поэтому считаю  принципиально важным для каждого руководителя в этот сложный период обеспечить установленный уровень социальных гарантий для каждого работника.


Социальная сфера по-прежнему остается высшим приоритетом государства. Именно вопросы качества образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности и правозащиты,  определяют  социальное самочувствие населения.


Отмечу, что  в последние годы  в системе здравоохранения района  велась целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы, кадрового потенциала, введению новых подходов в организации населению медицинской помощи.  В результате сегодня мы добились укрепления сельского здравоохранения, сохранения показателей доступности медицинской помощи, повышения  выявляемости заболеваний на ранних стадиях и в короткие сроки. Медицинскими учреждениями  выполнены все параметры Программы госгарантии. В прошлом году объекты здравоохранения перешли на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования по схеме «деньги следуют за пациентом», что позволило на 26% повысить зарплату в отрасли.   При этом  обеспечен переход на систему индикативного управления по 52 показателям, которая установила прямую зависимость объема  финансирования учреждения  от объема оказанных им   услуг. Так в прошлом году  на 40% увеличилось число обследований населения на ВИЧ инфекцию,    начато массовое обследование на выявление врожденных заболеваний новорожденных детей, проводится  иммунизация и вакцинация. Увеличены дополнительные медицинские услуги при диспансеризации  работающего населения. Однако  руководители ряда организаций  не всегда с пониманием относятся к этим мероприятиям. Приходится прилагать усилия, чтобы привлечь граждан к диспансеризации. Прошу обратить на это внимание.


Радует факт улучшения динамики в демографической ситуации: при росте   рождаемости   на  10,7%,  снижение смертности составило  4,5%. В результате естественная убыль снизилась на 3,6%. Кроме этого, проводимые мероприятия позволили не допустить материнскую смертность, снизить младенческую смертность на 6% до 4,5 на 1000 родившихся живыми.


Однако наряду с этим, остается высоким уровень смертности  трудоспособного населения, связанный с болезнями сердечно-сосудистой системы, травмами, онкологическими заболеваниями, настораживает  рост  заболеваний среди подростков на 10%.   Необходима  серьезная межведомственная работа по повышению мотивации людей к ведению здорового образа жизни. Этому  должно   способствовать  и   повышение роли физической культуры в рамках объявленного Года спорта и здорового образа жизни, основными задачами  которого являются воспроизводство здорового населения, продление активного долголетия.


Остается проблемным лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством за счет федерального бюджета. В Агрызском районе количество лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение составляет 3,3 тыс. человек. Количество их ежегодно  сокращается за счет отказа  от получения социальной услуги  по лекарственному обеспечению, и замены его денежной компенсацией. Несмотря на то, что эта проблема не входит в компетенцию местного самоуправления, мы не стоим в стороне от ее решения и делаем все от нас зависящее для обеспечения лекарственными препаратами льготную категорию.


В целом приоритетом развития отрасли остается профилактическая медицина.


В отчетном периоде почти  46%, а это 238 млн. руб. бюджетных расходов произведено в образовании. Объем финансирования этой отрасли ежегодно увеличивается.  Год от года в структуре затрат на образование растет инвестиционная составляющая, направленная   на обеспечение качества, доступности и эффективности образования. Именно проблема качества образования является сегодня острой и отказ от давно устоявшихся традиций и введение новых выводит эту проблему в разряд приоритетных.

Так, по итогам  прошлого учебного года успеваемость составила 99,6%, качество образования -62,2%, что указывает на целенаправленную работу системы образования над новым качеством. 

Благодаря   реализации  нацпроекта  появилась  реальная возможность поддержки лидеров образования и внедрения  инновационных образовательных программ. Только в отчетном периоде  на укрепление и модернизацию учебно-материальной базы направлено свыше 6,5 млн. рублей. Школа №2 стала третьей школой  признанной  победителем конкурса и удостоенной грантом  в размере 1 млн. рублей.  Трое наших преподавателей   стали обладателями гранта Президента Российской Федерации в 100 тыс. руб. Ученице гимназии №1 вручена Федеральная премия в размере  30 тыс. рублей.   Восемьсот тысяч рублей из местного бюджета направлено на поддержание и поощрение 153 наших одаренных детей. Трое выпускников района награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении», и 11 – серебряными.

Однако, наряду с этим, предметом серьезного разговора стали результаты единого государственного и республиканского экзаменов. Наблюдается снижение качественных показателей по обязательным предметам – математике,  русскому языку, где 22% выпускников не подтвердили свои положительные оценки. В этой связи,  педагогическим коллективам необходимы более   целенаправленные усилия для повышения качества образования и подготовки учащихся  к сдаче ЕГЭ.

Безусловно, основа формирования успешности ребенка в школьном обучении закладывается   дошкольным образованием. В прошлом году  91% детей пошли в  первый класс с предшкольной подготовкой. В этой связи, для выравнивания стартовых возможностей детей, на селе  открыты  группы  предшкольной подготовки в режиме кратковременного пребывания, развивается сеть коррекционных дошкольных учреждений и групп для детей  с нарушением речи.  Задача перед отделом образования стоит не только в рационализации процесса образования, но  и в обеспечении преемственности  дошкольного и школьного образовательных программ. Сегодня 26% наших детей осваивают программы нового поколения, активно реализуются комплексные вариантные программы дошкольного образования, вводятся авторские проекты. Здесь  очень важно, чтобы  образование ребенка-школьника было направлено не на акселерацию, а на  обогащение психического его  развития – а это залог успешности обучения ребенка в школе.


Продолжает оставаться серьезная проблема, связанная с нехваткой в городе мест в детских садах, где на очереди  состоят  остро нуждающихся 337 ребенка.  К сожалению, в условиях кризиса мы вынуждены были приостановить запланированное  строительство детского  сада.

В  модернизации образования района  важная роль отведена внедрению системы профильного обучения и предпрофильной подготовки.   В 15-летнем возрасте школьник точно знает, что ему не нравится, но ответить осознанно, чем хотел бы заниматься в будущем, он не всегда в состоянии. Поэтому наша задача, задача родительской общественности заключается в том, чтобы помочь учащемуся, учитывая его способности, характер, особенности мышления, выбрать направление профессиональной деятельности, а в разрезе обучения на старшей ступени-направление профилизации.

В этой связи,  в районе  100% школ ведут предпрофильную подготовку и  в 19 -     профильную подготовку старшеклассников. В этом направлении налажено тесное  сотрудничество  с сельскохозяйственной академией, технологическим университетом, научно-исследовательским институтом г. Ижевска.  Диплом 3 степени республиканского  конкурса позволил  учащимся Девятернинской школы  воплотить в жизнь проект кролиководческой фермы. И отмечено, что уровень подготовки учащихся в профильных классах выше, чем в обычных, что подтверждается результатами ЕГЭ.


В отчетном году  серьезная реорганизация прошла  в системе профессионального обучения. Присоединение двух училищ – 105 и 27 было    обусловлено необходимостью   профилизации и  обеспечения подготовки специалистов в тех объемах, которые сегодня востребованы и могут быть трудоустроены предприятиями, заказчиками  на рынке труда района. Это особенно актуально в сегодняшних условиях  дефицита  квалифицированных рабочих сил и  увеличивающимся числом высвобождаемых работников в экономике района.


Благодаря национальному проекту  совершенствуются профессионально - квалификационные показатели кадрового потенциала системы образования.  Только в отчетном году, 46% преподавателей прошли курсы повышения квалификации. Данные мониторинга свидетельствуют о стабильности учительского корпуса, который более чем на 35 %  состоит из опытных педагогов оптимального творческого возраста со стажем работы 10-20 лет.  Роль педагогического корпуса сегодня как никогда имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения, формировании  его мировоззрения. Ведь воспитание и образование - это звенья одной цепи.


Сегодня мы отчетливо осознаем, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса отразились на   воспитании  и деформации нравственных ценностей, особенно молодежи.  В минувшем году, комплексная работа всех служб, позволило переломить ситуацию и уменьшить число  преступлений,  совершенных несовершеннолетними на 33%.  Но,  к большому сожалению, в  прошлом году  в городе имели место  факты суицидального поведения подростков со смертельным исходом.  Анализ причин случившегося требует  повышения эффективности профилактических мероприятий, целенаправленной работы служб с семьями, с подростками, вовлечения их, особенно категории безнадзорных, в социально-значимую деятельность. В этих вопросах возлагаем большие надежды на возрождение религии, как элемента культуры, несущего общечеловеческие ценности,  на развитие инфраструктуры которого в последние годы  в районе приложено немало усилий. 


Значимую роль в воспитании подрастающего поколения  должны играть и культурно - досуговые учреждения. В большинстве случаев, особенно в городе,  они не ориентированы на интересы молодых людей. Надо на постоянной основе предлагать молодежи интересные формы отдыха, развлечений, все больше вовлекать в спортивную жизнь школы района. Более того, с учетом того, что 2009 год  в России объявлен годом молодежи, а в республике годом спорта  и здорового образа жизни предоставляется хорошая возможность добиться  эффекта в формировании гармонично развитого здорового поколения. Безусловно, говоря о спорте, не могу не отметить оживление спортивной жизни  с вводом  в эксплуатацию Ледового Дворца. Свыше 20 тысяч агрызцев и гостей нашего района провели свой досуг на катке, 260 детей задействованы в секциях хоккея, фигурного, конькобежного катания. Прошли крупные Всероссийские  соревнования   в рамках 2-ой спартакиады ОАО «Газпром», впервые организованы соревнования по хоккею на кубок главы с участием  команд районов нашей республики, Удмуртии, Пермской области. Буквально на днях мы стали участниками  яркой игры в рамках общественного движения «Татарстан – Новый Век».


Важность и значимость физкультуры в жизни каждого человека трудно переоценить – это залог здоровья наших людей. Должна быть обеспечена  непрерывность физических занятий, начиная   с дошкольных учреждений до групп здоровья в пожилом возрасте. Важно повысить роль семейного спорта, физическую занятость детей через обустройство игровых и спортивных дворовых площадок, эффективное использование имеющихся спортивных сооружений.


Одним из факторов оценки социальной стабильности является состояние криминогенной обстановки в районе.  Правоохранительными органами района проделана большая работа по своевременному выявлению и пресечению любых проявлений, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в районе.


Анализ состояния  преступности свидетельствует о снижении    общего массива регистрируемых преступлений -  523 преступления, что на 5,0% меньше, чем в прошлом году.  Обращает на себя внимание изменение структуры совершенных преступлений: со снижением процента тяжких преступлений,  увеличилась доля    вымогательств,  фактов умышленного повреждения имущества, краж в основном с  торговых объектов. Сохраняется тревожная тенденция роста преступлений против личности на 11%. Несмотря на ужесточение административных мер,  рост дорожно-транспортных происшествий  с числом погибших увеличилось до 20%.


Наряду с этим, эффективность проводимых мероприятий позволило  значительно снизить уровень квартирных краж, краж сотовых телефонов,  преступлений в общественных местах, снизить количество случаев пожаров. В этой связи хочу отметить, что в отчетном период на селе сформированы дополнительно два подразделения пожарной службы, значительно укрепившие  пожаробезопасность территорий. 

В текущем году правоохранительным органам необходимо усилить профилактическую работу по предотвращению имущественных преступлений, рост числа которых прогнозируется в связи с кризисными явлениями, активизировать  работу по выявлению и раскрываемости преступлений экономической направленности и коррупции, усилить контроль над ходом земельной и имущественной реформ, рынком недвижимости.


Деятельность учреждений социальной защиты в 2008 году была направлена на снижение негативных тенденций  в жизни различных категорий населения, улучшения его социального самочувствия через усиление адресности предоставляемых мер социальной поддержки. Созданный банк данных, ежедневная связь с населением через встречи различного уровня, собрания граждан, выездные приемы, позволяют сегодня более полно предоставлять гарантированные государством услуги.


Получателями мер социальной поддержки в прошедшем году стали более 15 тыс. чел, которым направлено свыше 73 млн. рублей. 403 граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию,  получили реальную помощь на 600 тысяч рублей.   Материальное благосостояние улучшили  13% малообеспеченных семей, 556 человек получили услуги центра социального обслуживания, 842 человека прошли курсы оздоровления в Красноборском реабилитационном отделении.

На прошлой отчетной сессии перед Президентом Республики Татарстан мы выразили свою обеспокоенность по закрытию Агрызского дома интерната для престарелых и инвалидов. Сегодня я от имени жителей района выражаю благодарность руководству республики, лично Минтимеру Шариповичу Шаймиеву за принятие решения по сохранению столь важного для нас социального объекта, где в настоящее время проживает 29 нуждающихся в постоянном уходе пожилых людей.


Обеспеченность социальными услугами района расширилось и за счет открытия   в отчетном году отделения социальной помощи семье и детям, где за 4 месяца 100 опекаемых семей получили свыше 3 тысяч социальных  услуг. Нельзя не отметить душевный порыв жителей района, принимающих активное участие в жизнеустройстве   детей-сирот. В районе  под опекой  воспитывается   195  детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей, в 53 приемных семьях  живут 82 приемных  ребенка.  Это -  яркое подтверждение того, что для многих людей благотворительность  становится нормой жизни и приобретает всенародный характер.  Никого не оставили равнодушными проведенные   в районе акции в рамках года семьи «Помоги собраться в школу», «Ана даны - материнская слава», «Мир войдет в мой дом», в ходе которого оказана помощь  более 300 семьям.


Все мы понимаем, что в условиях кризиса роль социальной поддержки и защиты населения приобретает особо важное значение. Должно быть обеспечено максимальное вовлечение граждан во все социальные программы. Службам центра занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты, отдела молодежи  необходимо усилить  скоординированную разъяснительную работу с более активным  привлечением средств массовой информации, глав поселений,   нацеленную на полный  охват   контингента нуждающихся  в  социальной поддержке. 


В районе стабильно функционирует пенсионная система.


Общая сумма поступлений в Пенсионный фонд, собранная на территории района – 83 млн. рублей,  обеспечившая 18 % собственных средств на выплату страховой части трудовой пенсии. Доля пенсионеров в районе - 28% общей численности населения или 10,3 тыс. чел. При средней пенсии в 4002 рублей соотношение к  средней заработной плате  составило –2,1 раза.


В прошлом году, с введением Федерального Закона - 500 человек в районе изъявили желание участвовать в  софинансировании  накопительной части своей будущей пенсии. Это  всего 2% экономически активного населения района. Государством  дана реальная возможность каждому  самостоятельно формировать  накопление капитала, а это потенциальные инвестиции  экономики в перспективе. В этом направлении необходима более активная информационно-разъяснительная работа.


Подчеркну, что уровень будущего обеспечения пенсией напрямую зависит от дисциплины работодателя, полной и своевременной уплаты налогов и страховых взносов. Особую озабоченность в этом вопросе вызывают   предприятия жилищно-коммунального хозяйства, с долей просроченной задолженности свыше 50% или 1.5 млн. рублей. Это напрямую ведет к нанесению материального ущерба в виде уменьшения размера пенсии работников. Руководителей предприятий  прошу обеспечить своевременность уплаты платежей.


Безусловно, проекты социальной направленности не могут быть в полной мере реализованы без устойчивого   развития основных отраслей экономики и повышения их экономической эффективности.  Так, за  прошлый год  рост  объема отгруженной продукции  составил – 27% ,   рост добавленной стоимости  превысил  рост объема выпуска товаров и услуг. Важным достижением стал  факт незначительного, но опережающего роста производительности труда над  заработной платой. Аналогично улучшились показатели фондоотдачи и фондовооруженности. Свыше 900 млн. рублей направлено инвестиционных вложений  в основной капитал района.    Существенная ее доля - 60% приходится на  строительство.


Мы понимаем, что сохранить эти цифры в текущем году будет сложно. Поэтому четко должны понимать, как нам работать  дальше. Что нужно делать и на чем сконцентрировать свои усилия с учетом сложившихся социально-экономических реалий.


В этой связи хотел бы обратить ваше внимание на несколько принципиальных моментов.


Во-первых, на предприятиях необходимо по максимуму сохранить рабочие места и обеспечить выполнение базовых социальных обязательств.


         Во-вторых, обеспечить максимальную поддержку развитию среднего и малого бизнеса и   собственных производителей, акцентируя внимание на использование собственного ресурсного потенциала. Во всех хозяйствующих субъектах необходимо самым внимательным образом оптимизировать процессы производственной деятельности, усилить ресурсосбережение.

 

 

И, в-третьих, что наиболее сложно: Это поддержка тех, кто остался без работы. В этой связи, необходимо максимально эффективно использовать все возможности  федеральных программ, в частности  по организации   общественных работ,  самозанятости, предусматривающие стимулирование свыше 300  рабочих мест с объемом субсидирования  до 24 млн. рублей. Значительная  ее часть   будет направлена на   развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.  Поэтому роль сельскохозяйственного производства, безусловно, будет расти и дальше.


Анализируя итоги  деятельности агропромышленного комплекса за прошедший год,  отмечу,  что устойчивость и поступательность развития инвестиционной программы Холдинговой компании «Ак Барс» сохраняется. За 3 года инвестиции в основной капитал сельского хозяйства района составили свыше миллиарда рублей.   Выполнены все плановые параметры национального проекта.  Так годовой прирост  объема   валовой сельскохозяйственной  продукции в сопоставимых ценах к  уровню 2007г  составил - 18%., валовой надой молока при среднем удое - 4002 кг,  увеличился на 27%, валовой сбор зерна при урожайности 31.9 ц. с гектара возрос на 39%.    Все это  позволило обеспечить сельскохозяйственным производителям стабильное поступление налогов в местный бюджет,   предоставить свыше 2,0 тыс. рабочих мест, на 50% увеличить оплату труда (5150руб).


Наряду с этим укреплялись и личные подсобные хозяйства граждан. По  программе  «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»  на сегодня оформлено 528 кредитов на  65 млн. руб. На эти средства  приобретено   1144 голов скота,  217 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования, построено 49 придворных объектов. Вместе с этим росла  эффективность заготовительной деятельности, оборот которого  увеличился в 4 раза.  В результате этого только за прошедший год  вклад личных подворьев в общий объем валовой продукции  вырос на 2% и составил  свыше 44%.


В условиях финансового кризиса работа в текущем году  будет вестись  при  минимальной поддержке республиканского бюджета. В своем послании  Государственному Совету Президент Республики Татарстан  отметил эту отрасль как основополагающую в недопущении роста  инфляции  и увеличения  стоимости потребительской корзины. На Вас возложена большая ответственность.  Мы должны доказать эффективность отдачи каждого рубля вложенного в сельскохозяйственно-производственный потенциал района за последние годы. В этих условиях очень важно, чтобы руководители предприятий сумели максимально воспользововаться мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации. В условиях  сокращения квот на поставку мяса  из-за рубежа и  выделении средств федерального бюджета для компенсации части стоимости комбикормов производителям   свинины, создалась благоприятная основа для  дальнейшего развития свиноводства.


Вопросы развития сельскохозяйственного производства требуют и  решения вопросов  подготовки и сохранения молодых квалифицированных кадров,  создания для них условий жизни.  Реализация жилищной программы  на селе, позволило построить  41 жилой дом на 4.2 тыс. кв.м., - это  50%  строительства всего жилья по программе социальной ипотеки.


По развитию дорожной инфраструктуры  сельской местности обеспечена транспортная доступность по маршрутам движения «школьных автобусов», и к животноводческим комплексам. В районе  37% населенных пунктов не имеют подъездов с твердым покрытием. В ближайшие 2 года планируется проведение дорожных работ на сумму 250 млн. руб. Разумеется,  рассчитывать только на республиканский бюджет в создании дорожной сети мы не будем,  будем стараться  изыскивать и  другие возможности, в большей степени ориентируясь на собственные силы и финансы.


По-прежнему, определяющим фактором  качества жизни остается вопрос обеспечения и улучшения жилищных условий наших граждан. Наблюдается долгожданное улучшение оценок населением состояния ЖКХ и собственных жилищных условий. Стабильная работа   предприятий жилищно-коммунального комплекса, направленная на  снижение затрат, позволила обеспечить рост тарифов на коммунальные услуги на уровне  допустимого республикой.  При этом свыше 6 млн. рублей направлено на модернизацию тепловых сетей. В 2008 году благодаря Программе капитального ремонта многоквартирных домов с 100%-ым освоением выделенных средств на сумму 41 млн. руб.,  отремонтирован 31 дом общей площадью 46 тыс. квадратных метров, и таким образом улучшены  жилищные условия более 3 тыс. человек. Учитывая важность этой проблемы для населения, в текущем году объемы освоения будут удвоены и доведены до 83 млн. рублей. В этой связи, соответствующим службам  необходимо обеспечить  максимально эффективное  использование каждого рубля выделенных средств. 


Весомый вклад в экономику внесен предприятиями строительного комплекса,  обеспечившими  объем выполненных работ на 222 млн. руб. (рост 124%) В условиях высокой уязвимости  строительной отрасли очень важно обеспечить ее объемами.


В этой связи,   планируется дальнейшая реализация программ социальной ипотеки,  предусматривающей  строительство  одного 122 –ух квартирного, 60 - одноквартирных  жилых домов, а  в  ближайшие  3 года -174 кв., 70 – одноквартирных домов в городе, и 133 в агропромышленном комплексе.


В рамках  привлечения на развитие отрасли  инвестиций в текущем году планируется ввод  126 квартирного жилого дома Акционерного Общества «Жилдорипотека»,  по инвестиционной программе СМП -184 домов  по ул. Молодежная.


 Будет обеспечена максимальная поддержка  населению, обеспечивающему практически 50% всего вводимого жилья и требующему решения вопросов развития коммунальной и дорожной инфраструктуры.


 В целом,  плановый показатель  ввода жилья выполнен на 102%  и составил  15 тыс.кв.м.  В текущем году   планируем сохранить этот объем и повысить обеспеченность населения жильем на одного жителя до уровня 21,2 кв.м.


Строительству социальных объектов в условия кризиса мы вынужденно внесли коррективы. В этой связи,  выделяемые средства в первую очередь будут направлены на  завершение строительства инфекционного отделения и  строительство детского сада. Кроме того, по Федеральной программе  в текущем году определена   модернизация стадион - площадки с освоением  19 млн. руб.


Продолжалась активная  работа по благоустройству города. Проведена  реконструкция площади Победы, благоустройство прилегающей территории Храма, школы искусств, ремонт дорог по улицам, общей протяженностью более 7 км. В текущем году планируется на благоустройство направить  10 млн. рублей с приоритетом работ по благоустройству дворовых площадок.


В отчетном году серьезные инвестиции в  23 миллиона рублей, направлено Акционерным обществом «Татэнерго» на строительство линий электропередач в селе Иж. Бобья, в городе по ул. Октябрьская, на территории новостроек 30 индивидуальных жилых домов. В этом году предусмотрено  установление приборов учета в 119  многоквартирных домах с освоением 22 млн. рублей.


Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с ОАО «Татэнерго». 


Стоит отметить, что для промышленности района 2008 год был не лёгким, но в целом результативным. Основные производственно-экономические показатели, предусмотренные программой развития промышленности выполнены. Произведено и отгружено продукции  на сумму 301  млн. рублей.   Индекс промышленного производства  составил 103,7 %. Год  завершен с положительным  финансовым     результатом - 10 млн. руб.,  добавленная стоимость в фактических ценах составил 665 млн. руб., что на 19% выше уровня прошлого года.


К сожалению, нынешние условия наиболее негативное влияние оказало именно на   предприятия промышленности. Наблюдается ухудшение ситуации на предприятиях ООО «Строительная…», «Агрызская керамика». Снижение объемов промышленного производства продолжается   в Агрызском молкомбинате.   Вместе с тем, альтернативно не используется  реальный резерв  развития переработки  молочной продукции на базе предприятия ООО «Сарсак - Омга».


Напомню,  после  прозвучавшего в этом зале на отчетной сессии замечания  Премьер-министра Республики Татарстан  Рустама Нургалиевича Миннеханова  по  уровню  использования в районе лесных ресурсов,   за   последние  2 года в результате  работы с бизнес – сообществом,  мы добились троекратного увеличения объемов  деревообработки.  Это еще раз  подтверждает возможности бизнеса и   необходимости  более убедительного привлечения его к  использованию  богатого   сырьевого потенциала и вводимых ресурсов.


Анализируя деятельность бизнес – структур в  целом отмечу, что их  функционирование  позволяет сегодня успешно решать проблему занятости  свыше 7,2 тысяч  населения и приносить реально до 20% доходов в бюджет района. Но это в разы меньше уровня развитых стран. Поэтому очевидно, что потенциал его далеко не раскрыт. Сегодня, в условиях кризиса, развитию  именно  малого бизнеса будет уделено очень пристальное внимание. Если в условиях кризиса задача по всем отраслям – сохранить достигнутое, то по  малому бизнесу предстоит задача не только удержать достигнутые позиции, но и обеспечить его  развитие.  Сегодня мы видим усилия, которые прилагаются Правительством для сохранения частной инициативы, и считаем себя не вправе оставаться в стороне. Нами сформирован ряд  антикризисных мероприятий по предоставлению предпринимателям льготных условий аренды   муниципального имущества,  возможности выкупа арендуемой муниципальной недвижимости с рассрочкой платежа на льготных условиях,   установлены льготные коэффициенты по единому налогу на вмененный доход и другие.  Сегодня очень важно быть в курсе всех принимаемых мер  поддержки   и максимально использовать их. Так хорошей помощью малым предприятиям является республиканская  программа по субсидированию мероприятий по энергосбережению,   затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям.  Снижаются ставки на подключение к энергосистеме. Реализуются программы поддержки начинающего бизнеса, самозанятости  стимулированием до 58 тыс. рублей. На уровне Федерации ведутся инициативы по  увеличению оборота предприятий – «упрощенок» с 20 до 60 млн. рублей, снижению их  налогообложения с 15% до 5%.  В этой связи, должна быть организована широкая разъяснительная работа через средства массовой информации, официальный  сайт района, встречи с бизнес сообществом.


Мы прекрасно понимаем, что все наши усилия по поддержке предпринимателей будут малоэффективны и, будут иметь ограниченный характер без кредитных ресурсов банков. В последние месяцы мы особо почувствовали зависимость экономического благополучия района от  банковского обеспечения. Поэтому обращаюсь к представителям банковского сообщества с предложением предпринять все возможные и доступные в сложившейся ситуации меры для сохранения льготных условий кредитования малых предприятий, обеспечить им широкий доступ к кредитным ресурсам. Я думаю, что в процессе совместных мероприятий   мы сможем  сохранить уровень кредитования прошлого года, составивший 125 млн. рублей.


Еще один важный момент, на который стоит обратить пристальное внимание и это реальная помощь предпринимателям -   предоставление муниципальных заказов. В минувшем году, доля участия малого бизнеса в общем объеме муниципальных заказов  составил -64%, в этом году мы планируем увеличить его  до 80%.


Развивая тему  социально-экономического развития, не могу не остановиться на проблемах экологической безопасности города и района, накапливающихся из года в год. Имеющийся полигон твердых бытовых отходов, первая очередь которого сдана в 1999г, в настоящее время не соответствует новым экологическим требованиям и требует установки сортировочной линии и строительства второй очереди полигона. Аналогичные вопросы стоят и в крупных населенных пунктах - с. Красный Бор и Терси. Кроме этого, ежегодное увеличение  количества сбросов в канализационные коллекторы, требуют от нас начала работ по реконструкции биологических очистных сооружений. Все эти мероприятия требуют серьезных капитальных вложений. В этой связи, в текущем году 855 тыс. рублей средств республиканского  экологического фонда будут направлены на  монтаж мусоросортировочной линии полигона. Кроме этого, впервые предусмотренная    в бюджете района - 2,4 млн. рублей на экологические мероприятия, позволят  начать работы  по модернизации очистных сооружений, берегоукреплению р.Агрызка, приобретению дополнительных контейнеров.


Переходя к рассмотрению  бюджета района должен сказать, что в целом минувший год  стал одним из лучших. Хочу поблагодарить железнодорожные предприятия, обеспечившие 40% поступлений в бюджет района. Отметить вклад таких бюджетообразующих предприятий, как НГДУ «Прикамнефть», ОАО «Таттрансгаз»,  ООО «Агрофирма «Ак Барс-Агрыз», ООО «Строительная керамика», ООО «Водоканал», РайПО.


По исполнению   консолидированного бюджета,  темп роста  составил 100%. Плановые значения, формирующие доходы бюджета района, выполнены по всем источникам.  Обеспечено финансирование всех утвержденных мероприятий. Собранный сверхплановый доход в сумме 39 млн. рублей, направлен на  образование  -25 млн. рублей, на  здравоохранение – 2,3 млн. рублей, на культуру -1,6 млн. рублей, на благоустройство района и содержание жилищно-коммунального хозяйства – 5 млн. рублей. В целом  доля собственных доходов  в бюджете района увеличилась на 141%. и составил 177 млн. рублей.


Но доходов много не бывает.


В истекшем году в целях пополнения бюджета с усиленной энергией  продолжалась работа по легализации доходов как юридических лиц, так и физических лиц. Понимая, что в первую очередь заработная плата- это доходы наших граждан, а во вторую – соответствующие налоги, которые обеспечивают опять же социальные расходы, район в числе немногих пошла на шаг по подписанию  со всеми хозяйствующими субъектами соглашений по обеспечению   уровня средней зарплаты не ниже минимального потребительского бюджета. Это позволило в прошлом году при темпе роста заработной платы в  134%, увеличить поступление налога на доходы физических лиц на 143%. Эта работа должна быть продолжена.


С учетом актуализации кадастровой оценки земель поселений,  с каждым годом увеличивается роль земельного налога, как самого ценного актива. В этом вопросе мы серьезно не дорабатываем. Остается низкой доля  облагаемых налогом земель – всего 34,7%.- это при 100%-ом поступлении дохода в местный бюджет. По-прежнему бюджет недополучает значительные  доходы из-за не постановки на учет  земель лесного фонда. Слишком медленными темпами решаются вопросы привлечения к уплате земельного налога владельцев квартир в многоэтажных жилых домах. Необходимо найти  рычаги воздействия и стимулирования, чтобы этот процесс, наконец- то, пришел в движение.   Несмотря на  проделанную  работу в истекшем году  требуется дальнейшее наведение порядка в вопросах инвентаризации недвижимого имущества, обеспечения максимального охвата налогоплательщиков. Очень важно бюро технической инвентаризации, земельному бюро обеспечить для населения ценовую доступность на услуги. Многое будет зависеть и от эффективности работы впервые вводимого на территории района  штата финансовых инспекторов, призванных помочь собственникам разобраться с налоговой базой по имущественным налогам. Поэтому есть все основания определить 2009 год годом полной паспортизации недвижимого имущества и земельных взаимоотношений.


Безусловно, растущие потребности в экономике района ставят перед нами и задачу повышения эффективности использования  бюджетных средств. Оптимизация бюджетных расходов назрела во всей социальной сфере района. Всего в настоящее время в районе насчитывается 197 бюджетных учреждений. В них занято 3,0 тысячи штатных единиц. Оценивая ситуацию по расходам, приведу  несколько цифр: В 2008 году на заработную плату в образовании  с учетом взносов на обязательное медицинское страхование и налогов  направлено   250 млн. руб., это 50%  расходов консолидированного бюджета и 141% наших собственных  доходов.  На оплату  коммунальных услуг соответственно   35 млн. руб. или 20% собственных  доходов. Цифры внушительные и говорят сами за себя. В текущем году, в условиях кризиса, дальнейшее увеличение расходов по этим статьям  без оптимизационных мероприятий   произвести будет крайне  сложно. Это в первую очередь относится к руководителям учреждений Табарлинской, Кучуковской, Девятернинской школ, Кадряковского, Ст. Чекалдинского,  Исенбаевского, Девятернинского детских садов, городских  школ № 1, № 3, детского сада № 8 допустивших  перерасход потребления.


Подчеркну, что  за    последние годы мы смогли обеспечить некоторый запас прочности бюджета,   проделав серьезную работу по оптимизации сети и  повышению эффективности использования  социальных объектов. Создана база и есть результаты    по наведению порядка в вопросах энегоресурсосбережения. Это  отмечено и руководством  республики. Но  предстоит сделать гораздо больше: во-первых, на каждом объекте необходим аудит соответствия имеющихся мощностей котельных к присоединенной нагрузке; во-вторых,  должна быть  продолжена серьезная работа по установке в учреждениях узлов учета, в-третьих, на местах должен быть обеспечен   ежедневный мониторинговый анализ и контроль над потреблением тепла, воды, газа. Только в прошлом году из-за бесхозяйственности ряда руководителей   допущен перерасход в использовании бюджетных средств на сумму свыше 300 тыс. рублей. Это недопустимо. В текущем году  будем работать в условиях жесткого планирования, лимитирования и рачительного использования каждого рубля бюджетных средств. Этот момент должен осознать каждый руководитель. Прошу контрольно- счетную палату взять этот вопрос под особый контроль.


Отдельно хочу остановиться на работе муниципальных закупок, экономическая эффективность которой за прошлый года составила -  свыше   3,0 млн. руб.    Необходимо сформировать жестко увязанный с бюджетом по всем основным показателям план-график размещения заказов и неукоснительно его придерживаться. Должен быть обеспечен контроль, как на стадии заключения контрактов, так и до полного его выполнения, обеспечив при этом своевременность и качество услуг.


Завершился  третий  год деятельности местного самоуправления в условиях реформирования. На территории района работает 21 сельское, 1 городское поселения, нацеленные на самостоятельное решение  экономических и, самое главное, социальных вопросов на основе собственных бюджетов.


За эти годы проведена целенаправленная работа по обеспечению полноты учета налогоплательщиков.  Проработаны вопросы по  выявлению не оформивших имущественные права собственников имущества и земельных участков.  Повышена  эффективность  использования муниципального имущества, и невостребованных земель. Это позволило увеличить доходность поселений в  2 раза. Хотелось бы отметить плодотворную работу руководителей Красноборского  Кичкетанского, Терсинского, Шаршадинского,   Новобизякинского, С. Омгинского, сельских поселений, обеспечивших  динамику  роста доходов бюджетов  до 250 и более процентов. Но, наряду с этим,  в некоторых поселениях,   эти значения не достигают и 140%.  – это Кадряковское, Кулегашское, Девятернинское, Крындинское, Бимское поселения. И  можно ли говорить о   полноценном  территориальном  развитии ряда поселений, если за эти годы  не создано   ни одного нового хозяйствующего субъекта, не появился ни один предприниматель. Свыше 700  селян в поисках заработка вынужденно уезжают за пределы района - это при наших возможностях заготовки и глубокой переработке сельхозпродукции, выращенной на личном подворье, наличия водных и лесных ресурсов. При этом  деятельность  действующих  на селе  7 сельхозкооперативов  ограничивается лишь заготовкой молока и мяса от населения и   не нацелена  на перспективное развитие и расширение своей сферы деятельности – осеменение коров, переработка продукции, пчеловодство и другие.


Наша позиция  в этих вопросах однозначна: должна быть  создана эффективная система взаимоотношений глав поселений с предпринимательской деятельностью. Именно предпринимательские способности населения приводят в активное взаимодействие все виды муниципальных ресурсов. С населением нужна убедительная разъяснительная работа,  безусловно требующая от вас, уважаемые руководители поселений, уровня экономической и юридической подготовленности.   Пока, к сожалению, в этом вопросе у нас больше проблем, чем чего-то позитивного. Не следует забывать и о том, что менее 2-х лет остаётся до  новых муниципальных выборов.


Следующее  приоритетное направление, на которое я бы хотел обратить внимание  –  это подготовка  к 65 –летнему юбилею Великой Победы. В нашем районе участников Великой Отечественной войны осталось всего 162 человека. Даже в условиях кризиса для ветеранов должны быть сохранены все принятые на муниципальном уровне льготы. Каждый из ветеранов должен быть окружен заботой и вниманием.


Следующее направление –   подготовка к Всероссийской переписи  населения 2010 года. Я бы попросил руководителей исполнительных комитетов поселений активно включиться в эту работу.


В заключении, обращаюсь к депутатам, руководителям и всем присутствующим:  предстоит непростой год. На каждого из нас возложена персональная ответственность за поддержание экономической и социальной стабильности на каждом предприятии, организации. В период такого рода сложностей власть должна быть существенно более внимательной к обычным проблемам людей. Я бы хотел, чтобы все присутствующие здесь, сохраняли четкий контроль над ситуацией. В случае необходимости мы готовы обсуждать любые вопросы на своем уровне и принимать адресные решения, в том числе по поддержке тех или иных предприятий. Самое главное, чтобы мы не утратили внимания к своим гражданам.  Только в этом случае мы выйдем из текущих экономических проблем с наименьшими отрицательными последствиями.                                           


          В свою очередь, пользуясь случаем, хочу от имени всех жителей Агрызского района выразить благодарность за оказываемую поддержку и внимание к проблемам района руководству нашей республики, депутатам, своим коллегам, руководителям предприятий, организаций  за вклад в достигнутые результаты социально-экономического развития района за прошедший год. И выразить надежду на нашу совместную, плодотворную работу в этот непростой для экономики района период.

 

 

Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования