История села Кадряково

   Село Кадряково входит в Кадряковское сельское поселение. Национальный состав - мари. Расстояние до районного центра Агрыз- 85 км, до узла связи- 13, до железной дороги – 45 км, до пристани- 35, до аэропорта – 100 км.
   Этимологи утверждают, что название «Кадряково» произошло от расположения деревни на берегу реки Чекалдинка. Речка, изгибаясь, гнала свои воды в реку Кырыкмас.  
   На таких изгибистых берегах строили дома сельчане. Получилась кривая улица, поэтому в переводе с марийского «кривая» - «кадыр». Отсюда и название деревни – Кадряково.
   Другие этимологи утверждают, что название это произошло отслова «кадырле», что в татарском языке это слово обозначает «дорогой» и междометия эх. Получается, что Кадряково, или по-марийски Кадрек, звучит дословно «дорогая, эх», или по-марийски «кадырле,эх».Итак, с названием разобрались. Но как объяснить существование на карте России еще четырех деревень с названием «Кадряково».
   Одна из них – в Башкорстане, в Нефтекамском районе, где насчитывается до 50 хозяйств, две других находятся в Рыбнослободском районе, а четвертая деревня расположена в Мензелинском районе Татарстана. Но что удивительно, одна из улиц села Лайсола Советского района, что в Республике Марий Эл, и лужайка неподалеку от нее носит название «Кадряково».

   Воспоминания бывшего учителя русского языка и литературы Исаева Исаная Исаевича:
 «Очень тяжелые были времена в середине 16 века. После взятия Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году марийский народ, как и многие народы этого края, был насильно обращен в христианскую веру, увеличилась эксплуатация коренного народа.
     Марийцы не раз поднимали восстания против царизма. Но царское правительство мечом и кровью, хитростью, изменениями налогов для христиан – мари вело свою политику. И тогда сильные духом мужики запрягли пару, а то и три пары лошадей и со своим богатством двинулись в сторону восходящего солнца. Так целые роды, признавая лишь только своих языческих богов, в надежде сохранить себя как личность начали великое переселение. Шел конец 16 века. Необходимо было двигаться лишь в тайне от царской стражи, по ночам возле крупных городов, ждать замерзания таких больших рек, как Кама, Вятка. И вот путникам, уже изможденным долгой дорогой т трудностями в пути, дозор сообщил необычную весть. Впереди деревня. Марийцы остановились в лесу. Ждут наступления темноты. Но в деревне нет света. Нет ничего напоминающего о жизни. Утром заметили стаю коршунов. Мужики, вооружившись топорами, двинулись в деревню. Перед ними открылась то, что они много раз слышали от татар, которые присоединялись к ним. Деревня вся была вырезана, выколота, обезглавлена русским карательным отрядом лишь за то, что жители не хотели принять христианскую веру. Собрав трупы, от которых лишь остались только кости, мужики сожгли в одном месте. Заняли деревню, стали жить в вечном страхе, что их когда-нибудь их тоже постигнет такая же участь. Так как эта деревня была за большим холмом и лесом, окруженная болотом, народ никто не тревожил. Деревню также назвали Кадрек, потому что место очень напоминало оставленное в марийском крае село с таким же названием. Одно поколение сменялось другим. Шли годы 17 века. Прибывали беглые русские и татары. Поощрялись смешанные браки, так как это способствовало смешению крови народа.
    Но мнения разделились. Одна часть населения стремилась дальше продолжить путь, а другая не имея возможности дальше двигаться, предлагала подняться на север по небольшой реке, именуемой Иж.
   Татары хотели остаться тут же. Они засели в нынешнем Мензелинском районе. Название «Кадряково» сохранилось. А марийцы отправились кто на север, а кто на восток. На востоке (Нефтекамский район) появилась деревня Кадряково. Четыре рода бедняков Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат поднялись по реке Иж и в устье реки Кырыкмас обосновали селение Кадряково.
   Был конец 17 века. В один из летних вечеров в селение ворвались речные пираты. Они начали жестоко бить и грабить местный люд. Непрошеные гости, вволю повеселившись и наевшись, крепко уснули. Старейшины решили проучить их. Всех бандитов закололи . Подожгли все дома. Бросили туда трупы. Собрали все необходимые и двинулись в глубь леса. Пройдя за короткую летнюю ночь лишь около 10 км, они остановились возле маленькой речушки, чтобы передохнуть. Кругом стояли могучие сосны и ели, озера и болота манили своей невинностью. Населению понравилось это место. Начали строить дома. Обосновались. А деревню так и назвали – Кадрек. Ведь им так дорога была та память о деревне в Марийском крае и эта таежная глухомань. Так и получилось, что четыре рода Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат ценой многих усилий и страданий обосновали наше село»
    Первое документальное упоминание о нашей деревне датируется 1850 годом. В вышедшем в том году карте «Земли Башкирской дачи» указан населенный пункт Кадряково. Он входил тогда в Мушаковскую волость, Бимского уезда, Вятской губернии.
    В домовой книге от 1878 года указывается, в селении Кадряково – 75 дворов, население – 600 человек. У каждого хозяйства было в наличии по 3 и более лошадей, крупного рогатого скота и несколько десятков пчелиных семей.
    Рекрутские наборы не оставляли стороной и нашу деревню. Жители считались государственными крестьянами. Многие славные сыны мари села сложили головы на русско-японской, в первой мировой войнах. В историю села уже тогда можно было записать легендарного Янбаева Яная Янбаевича, кавалера Георгиевского креста 1 степени, Петаева Петая Петаевича, вернувшегося в звании унтер-офицера с первой мировой.
Население деревни росло. Прибывшие из деревни Такаш несколько семей, образовали свой клан, который вскоре назвали «такаш тукым». Им прибывшим нравились богатые дичью леса, здоровый народ, живущие в гармонии с природой, которая и кормила, и одевала и одаривала богатой пушниной.
    В 1888 году была открыта Кадряковская земская школа.
    В 1937 году после раскулачивания Асанбаева Ивана и Илимбаева Тимофея их дома были переданы для школы. Так школа стала семилетней. Нарастало движение ликвидации безграмотности. В это движение под руководством Надежды Ильиничны и Самутова И. включились учащиеся Кадряковской школы, имеющие трехлетнее образование. И 20 апреля 1939 года был подписан Государственный акт «О завершении ликвидации неграмотности среди трудящихся».
    И с осени 1939 года одновременно открылись 5, 6, 7, классы. Начала функционировать семилетняя Кадряковская школа
    С 1941 года по 1948 год школа была начальной. Виной тому Великая Отечественная война.
    С осени 1951 года в деревне Кадряково была вновь открыта семилетка.
    С осени 1954 года дети начали учиться в новом здании. 
    В 1961 году Кадряковская семилетняя школа стала восьмилетней. Ас 1962 года открылась вечерняя школа, где получали восьмилетнее и среднее образование.
1989 год знаменателен тем, что в селе открылась средняя школа.
    14 октября 1998 года школой получена лицензия на право ведения образовательной деятельности.
А с 20 февраля 2001 года школа получила статус юридического лица.

Экономическое развитие села до революции.
    В те времена, деревню окружал дремучий лес, небольшие озера, чистая речка. Все это давало хорошую пушнину, дичь, способствовало развитию бортничества. Так получилось, что у каждого хозяйства стало по несколько десятков пчелосемей. Деревней в ту пору в основном управлял «дин» - совет. По решению этого совета мужское население очищало лес и готовило место для поля на зерновые культуры и выгул скота. Пастуха вту пору не было. Скот выгоняли со двора, и он пасся возле полей, которые были огорожены жердями. Каждому хозяйству было поручено просматривать несколько километров ограды. За плохую ограду глава семейства публично наказывался перед избой сторожа.
    По решению же «дина» население в нужных местах выравнивало русло речки, направляя поближе к огородам; решало, какую часть земли давать новорожденному.
Сельхозпродукты, мед, смолу, деготь марийцы меняли на соль и мыло и на другие товары на рынках в селе Мушак, Варзи-Ятчи.
    Марийцы того времени преклонялись языческим богам. У каждого рода было определенное место, где старейший совершал богослужение. Здесь же происходило жертвоприношение.

Жизнь села во время гражданской войны.
    После установления советской власти в деревне был организован совет. Первым председателем совета стал Миляев Имай Миляевич.
    Во время наступления белогвардейцев на запад в мае 1919 года он был расстрелян. В память о первом коммунисте деревни перед школой установлен обелиск. Недолго жила деревня во власти белых. До деревни доносились залпы орудий боев у Красного Бора, по вечерам виднелось зарево пожарищь под Елабугой. Через некоторое время отступающие части белогвардейцев остановились на ночь в деревне.
   Эти события хорошо помнит Исаев Исанай Исанаевич:
    - Был конец лета. В деревню со стороны Старой Чекалды ворвалась кавалерийская бригада с обозами оружия и боеприпасов. Останавливаясь у каждого дома по 2-3 человека, они требовали быстро испечь хлеб, заменить уставших лошадей и натопить баню. Утром белогвардейцы выбросили в озеро боеприпасы и оружие, погрузили продовольствие, заменили лошадей и направились в сторону Сарапула. К вечеру деревню заняли красноармейцы. Они ночью двинулись по следам белых. Вместе с солдатами ушли несколько добровольцев.
    Во время гражданской войны прославились такие селяне, как Сапаев Сапай Сапаевич. Он был награжден золотыми карманными часами с дарственной надписью от командарма Азина. А сын Исанаева Исаная был кавалеристом у легендарного Чапаева, от которого он получил именную шашку и красные революционные шаровары.

Деревня во времена новой экономической политики.
    Во времена нэпа деревня преобразилась. Появились богатые люди. Самыми зажиточными были Илимбай и Субай. У них в руках были ветряные и водяные мельницы, маслобойный и смолокуренный заводы. В деревне было 3 ветряных, 2 крупяных , 2 водяных мельницы, 7 заводов по добыче смолы и 1 маслобойный завод. Несколько кустарей делали кирпичи, за продукцией которых приезжали из соседних деревень.
    Но после времен нэпа наступило время раскулачивания. Субая и Илимбая выслали из деревни, а их богатство на пяти обозах увезли куда-то. Их детей оставили на произвол судьбы. Многие семьи, боясь раскулачивания, прятали свои сбережения, домашний скот в глухих лесах, другие пускались в бега.

Деревня во времена коллективизации.
    Весной 1930 года наиболее бедные крестьяне решили собраться и организоваться в колхоз под руководством Ишмана Ишмановича Егорова. Его поддерживали из района. Так из 78 хозяйств 7 наиболее бедных вошли в колхоз «Звено». Видя большую поддержку колхозов Советской властью, боясь раскулачивания, марийцы стали записываться в колхоз. Колхозом после И.И.Егорова руководил Ишпаев Иштуган Ишпаевич. «Звено» зажило в полную мощность, появились передовики, которые участвовали на Всероссийском сьезде колхозников в 1935 году. Получали хороший урожай- каждое хозяйство вывозило в поле по 6 навоза. Помогали государству продуктами из личного хозяйства. В 1937 году в селе появился первый трактор.

Деревня во время Великой отечественной войны.
    Как и многие тысячи сел и городов нашей страны, село Кадряково тоже внесло свою лепту в дело великой победы. На фронт из села ушло 137 человек, а вернулось-57.
За годы войны сельчане были удостоены таких правительственных наград:
   Орден Ленина – 1 
   Орден Красной Звезды – 6
   Орден Отечественной войны 1-й степени – 1
   Орден Славы второй и третьей степени – 1
   Орден Отечественной войны 3-й степени – 4
Медалями:
   «За отвагу» - 18
   «За боевые заслуги» - 7
   «За оборону Ленинграда» - 4
   «За оборону Сталинграда» - 3
   «За освобождение Праги» - 2
   «За освобождение Кенигсберга» - 3
   «За освобождение Берлина» - 5
   «За победу над Германией» -32
   «За победу над Японией» - 3
    А медалью «За участие в партизанском движении» был награжден один из легендарных личностей деревни – Ишпаев Ишпай. Он был одним из отважных разведчиков партизанских соединений Ковпака. По его рассказам, лично знал партизанского командира, представлен к звании Героя Советского Союза. Но по роковой случайности самолет с документами был сбит прямо на глазах у партизан.

Деревня в послевоенные годы.
   После войны трудоспособное население составляли женщины и дети. На их плечи легло восстановление хозяйства. В 1957 году колхоз «Звено» был по основным показателям на первом месте в районе.
    В 1958 году были построены здания клуба и библиотеки.
    В 1959 году – медпункт. 
    В 1960 году открыли двери два магазина.
    Набирало темп укрупнение колхозов. Так в 1960 году колхоз «Звено» вошел в колхоз «Дружба».
    С 1948 года началась электрификация села. Жители сел Кадряково, Чельчи, Тоймы, и Саклово запрудили реку Кырыкмас вручную, поставили небольшую ГЭС, протянули линии электропередач в свои села. С увеличением потребности электроэнергии с 1960 года начала работать подстанция на дизельном энергосети.

Деревня на рубеже 21 века
    В 1987 году 26 апреля открыл двери ясли-сад «Солнышко».
    В ту пору страна жила в эпоху перестройки. В селе разворачивался арендный подряд. Так Васильев Михаил Викторович организовал арендную бригаду по возделыванию сельскохозяйственных культур на площади 530 га. Его бригада состояла из 7 человек и добивалась хороших результатов.
    В семейном подряде работали две семьи: Артемьевы и Семеновы. Работа велась с осени 1987 года по 1989 год. Обслуживали 118 голов коров – это один корпус коровника. Расчет по чековой системе.
    В 1988 одна из бригад колхоза «Дружба» отделилась, и образовался колхоз «Кадряково», руководителем которого стал Иванов Валентин Васильевич.
    В январе 1998 года колхоз «Кадряково» реорганизовали на два фермерских хозяйства: «Ончыко» и «Колос». В 2000 году они обьединились в СПК «КОЛОС».
    В 2002 году в деревню пришел природный газ.
    В 2005 году СПК «КОЛОС» расформировали. Образовались четыре фермерских хозяйства.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования