В деревне Чачка Агрызского района всего два жителя

22 ноября 2016 г., вторник

Чачка – татарская деревня, основанная в 1920-е годы.  Расположена в 89 км к югу от Агрыза у реки Азевка. В 1926 году в Чачке проживали 129 человек , в 1992 –10, сейчас – 2.

 

Летом эта деревенька утопает в цветах. И назвали ее Чачка (в переводе «цветок») не случайно. Только вот в этом райском уголке почти  не осталось жителей.  Их здесь всего… двое.

Одна – 82-летняя Аниса ХУЗИНА, второй – 47-летний Фанис  ГИЛЬМУТДИНОВ.  Конечно, летом в нескольких домах появляются жильцы, но это только дачники.  Аниса апа живет на одном конце улицы Лесной, Фанис – на другом конце.

Аниса  Хузина 

– Родом я из Салаушей, сюда вышла замуж.  Габдулхай работал на шахте, приехал в гости в родное село, потом заехал в Салауши. Там с ним и познакомилась. Когда я приехала сюда, жизнь в деревне била ключом, – начинает она разговор. – Муж рассказывал, первые жители села были как раз из Салаушей.  Им очень приглянулось это живописное место среди лесов.  Кругом – море цветов. Недолго думая назвали деревню Чачка.

В те годы в Чачке была конеферма, телятник, овцеферма, птицеферма, даже пасека и мельница. Работали клуб, магазин и начальная школа. Аниса апа  работала телятницей.

– Из прежних коллег осталась только Асия Фассахова. Она живет в Азеве.  Раньше встречались с ней и не могли наговориться, вспоминали о прежних временах, как работали на ферме

В те годы на двух улицах деревни было до 30 домов, в каждом доме – по 2-3 ребенка.

– И у нас росло трое детей. Очень тоскую по мужу и по той поре... После смерти мужа прошло уже 13 лет. Старшая дочь Халиса и сын Рафис живут в Ижевске, младший Разим – в Ямурзине. 

Когда Габдулхая не стало, в первую зиму уехала к дочери, но не смогла побороть тоску по дому, во сне видела каждое бревнышко.

– И тогда сказала дочери, что больше не уеду отсюда, пока ноги ходят. Дрова есть, в этом году купила целый КамАЗ. Воду берем из колодца, дети провели воду прямо в дом – качает насос. Свет горит, телевизор работает – что еще надо? Радуюсь, что есть телевизор, из которого узнаю о событиях. А на газеты и журналы подписаться не можем. Кто для нас для двоих будет их носить? Когда становится совсем одиноко, еду в Ямурзино к родственнице Зайтуне. А еще чтение молитв успокаивает душу.

Аниса апа очень благодарна почтальонке из Азева Лилии Серафимович.

– Если нам пришли заказные письма, Лилия приезжает на велосипеде, и пенсию вовремя приносит. Раньше из Азева приходила фельдшер Ирина Ханнанова.  Потом и она попала под сокращение. Если тяжело заболеем, приходится вызывать скорую помощь из Красного Бора, а нужные лекарства привозят дети из города.

Конечно, Разим часто навещает маму, так как живет близко.

– Говорит: «Что надо, мама, только  скажи – привезу». Но самая главная моя опора, помощник и советчик – это односельчанин Фанис. С  любой просьбой  к нему обращаюсь, дай Бог ему здоровья...

Фанис Гильмутдинов

В семье Салиха и Веры Гильмутдиновых росли трое детей: Фарида, Венера и  Фанис.

– Мама работала в магазине, отец – на ферме. Еще будучи школьником, я пас скот. Затем работал на комбайне, после армии сел на трактор, – рассказывает Фанис. 

После развала колхозов он в поисках счастья отправился в город. Вот только к городской жизни не смог привыкнуть. 

– Ходил-бродил и вернулся в родную деревню, – улыбается он.

Некоторое время работал в лесхозе, потом его пригласил на свою пилораму известный азевский предприниматель Рамиль Исмагилов.

– Так благодарен Рамилю – слов нет. Работа мне нравится. И зарплата хорошая, и недалеко: по прямой дороге 3 километра, по асфальту – 5.

В этом году деревенское кладбище деревни огородили забором. И в этом помог Рамиль.

Фанис  попросил передать через газету благодарность главе  района Валерию Макарову, главе Азевского сельского поселения  Владимиру Семенову, сестре  Венере – начальнику Красноборского ПО.

 – Сестра помогает нам в снабжении продуктами. Деревня наша у большой дороги, автолавка райпо проезжает и оставляет нам необходимые продукты.  Только надо заранее сделать заказ.

…Идем с Фанисом по деревенской улице. Посмотришь направо – заброшенный дом, посмотришь налево – тоже…

– Здесь был клуб, дальше – птичник. А раньше здесь стояли добротные дома, – говорит мой попутчик.

Их отчий дом в самом начале деревни, а дальше – кладбище.

– Вот в этом доме мы росли. Сестра Фарида живет в Челнах, часто приезжает.

Раньше держали бычков, овец, сейчас только кур и уток. Стада нет, поэтому скотину приходилось привязывать на лугу. Только здесь летом тьма оводов и комаров, поэтому решили не мучить скотину. Но все равно летом в деревне очень хорошо. У нас  много ягод и грибов. Все лето я пропадаю в лесу. В нашем лесу встречаются лоси и кабаны, видел и медвежьи следы. Как можно уехать из этого райского уголка?

А до весны ох как еще далеко. Пока она не наступит, сколько еще раз придется ему прошагать в кромешной тьме до дома Аниса апы. Хорошо еще, трактор нефтяников расчищает дорогу.

Пожелаем этим двум жителям Чачки, оставшимся верными своей деревне, благополучно пережить долгую холодную зиму и дождаться теплого лета. Аниса апа… И Фанис…

Дания АБЗАЛИЕВА.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International