Как живешь, Варзи-Пельга?

19 апреля 2017 г., среда

Есть в Кичкетанском сельском поселении малая удмуртская деревенька Варзи-Пельга. С первого взгляда кажется скромной, неприметной. Однако копнешь глубже – найдешь такое духовное богатство, что долго потом еще сердце радуется...

С ними легко

На сегодняшний день в этой деревне 45 хозяйств. 4 улицы: Береговая, Полевая, Новая, Клубная. Население по прописке – 120 человек. Фактически же живет – 67. В основном, удмурты, есть и татары.

В двух молодых семьях: Николая и Валентины Любимовых, Михаила и Светланы Куропаткиных – по трое детей. Всего на всю деревню насчитывается 9 ребятишек.

Из социальных объектов остался один клуб. Трудоспособное население ездит (или ходит) работать в кичкетанские учреждения, кто-то старается получать доход от содержания скота. Молодежь все чаще после учебы домой уже не возвращается, остается в городах.

Несмотря ни на что, варзи-пельгинцы не унывают.

– Народ здесь живет трудолюбивый, законопослушный. И работать с ними легко. Ни по сбору самообложения, ни по сбору налогов здесь проблем не бывает. Правильно реагируют на любой призыв. Хотя в большинстве своем относятся к другой нации, мы живем с ними очень дружно. Заведующая Варзи-Пельгинским клубом Зинаида Казанцева является депутатом Совета поселения, через нее и решаются все местные вопросы, – рассказывает глава Кичкетанского сельского поселения Зульфат Нуреев.

Что заставило уехать

В день нашего приезда Зинаида быстро известила «кого надо» – самых активных, уважаемых бабушек, кто и историю деревни может рассказать, и дать мудрую оценку современной жизни.

Собрались в гостеприимном доме Алевтины Кузнецовой (по паспорту Марии). В те времена такое не раз встречалось.

– Я в детстве часто плакала, вот родители по поверью и сменили мне имя. Муж потом все шутил, мол, я с двумя женами живу, – начала рассказ о себе Аля апай.

Она вместе с Ниной Саушкиной работала в своем время на литейном заводе в Челнах. А вот Евгения Любимова уезжала в Ижевск, на трикотажную фабрику. Что же их заставило тогда покинуть родные края?..

Дело в том, что нынешняя Варзи-Пельга – это не совсем Варзи-Пельга. своими корнями она восходит к деревне Утчан Алнашского района Удмуртии. Потом население переселилось к большому озеру Юонты (в дословном переводе – озеро с питьевой водой). Со временем и вода помутнела, и детишки стали часто тонуть... Поэтому Варзи-Пельга в середине прошлого века уже располагалась в трех километрах отсюда, на берегу Ижа.

Это была большая деревня в 140 дворов со своей фермой, конным двором, овчарней, свинарником, кроличьей фермой.

Тесно Варзи-Пельга была связаны с деревней Балтачево, которая находилась в  километре. Потом их вообще объединили в один колхоз «Искра». А далее – в большом хозяйстве оказались пять колхозов. Народ до сих пор с теплотой вспоминает первых председателей Зуфара Моннапова, Николая Гончарова, Николая Кузнецова, которые без сна и отдыха старались продвигать хозяйство.

Что касается подрастающего поколения, в Варзи-Пельге была школа-восьмилетка, садик. В каждом доме – по 6-7 детей.

– Очень любили играть в мяч, сделанный из коровьей или лошадиной шерсти, – вспоминает Женя апай. – Так дружно жили! С татарами говорили по-татарски, с русскими – по-русски. Все понимали друг друга и уважали. Свадьбы всей деревней отмечали, из дома в дом ходили гости.

Между тем приближались 70-е годы, когда надумали строить Нижнекамское водохранилище. Вот это и заставило разъехаться молодежь по заводам и фабрикам. Варзи-Пельга попала в зону затопления.

Кечкутон или Кичкетан

Тяжело все переживали расставание с односельчанами, с дорогими сердцу местами. Ведь в каждой деревеньке были свои традиции, свой уклад жизни. И тут разом – все перечеркнуть!

– Нам вообще можно было на своем месте остаться. В 1978 году вода один раз поднималась, а потом уже ее не было, – говорят бабушки.

Однако им пришлось покинуть насиженное место. Часть пельгинцев перебралась на нынешнее место и образовала новую Варзи-Пельгу, часть переехала в Кичкетан, часть – вообще в чужие края.

Кстати, Кичкетан (что в переводе с татарского означает «вечерняя заря») они называют как Кечкутон (что в дословном переводе с удмуртского означает далеко не поэтичное – место, где ловят коз). Именно так село и называлось поначалу.

В Кичкетан съехались жители многих деревень, попавших в зону затопления. Кто-то потом привык. А кто-то...

– По правде сказать, многие старики, не выдержав тоски по родным местам, ушли из жизни раньше срока, – вздыхает Нина апай. – Так еще мой отец говорил.  

– Свою новую деревню мы тоже любим, но какая-то неведомая сила тянет туда, где прошло детство, – признается и Зинаида.

В каждом слове собеседниц чувствуется реальная тоска по малой родине. Они вспоминают яблони, которые там остались, широкие зеленые улицы, чистые родники.

– Сейчас наши улицы детства луговыми цветами заросли. Такая красота! – говорит Аля апай.

Не случайно бывшие односельчане каждый год на День села собираются на то место, где была старая Варзи-Пельга. Уехавшие земляки заранее звонят Зинаиде, спрашивают, когда будет праздник.

– В прошлый раз на встречу приезжала Евдокия Шамаева, с которой 21 год не виделись. Обнялась – и плачет... – рассказывает Нина апай.

И она, и Аля апай, и Женя апай оказались счастливее многих сверстников. Долго не выдержав в городах, вернулись в родные места и всю свою жизнь отдали колхозу.

По медицинской стезе

Очень интересно, что из Варзи-Пельги вышло много медицинских работников. Так, в местном клубе установлена мемориальная доска в честь  Елисея Михеева. Этот известный военврач спас тысячи жизней в афганскую кампанию. Имена Виля Овчинникова и его сына Эдуарда, Николая Веденеева тоже известны многим жителям нашего района.

Кичкетанской амбулаторией заведует Валентина Казанцева.

– У, без нее у нас жизни нет, – улыбаются бабушки.

С большим уважением отзываются они и о работниках амбулатории Евдокии Михеевой, Елене Лазаревой, Индире Любимовой.

Да будет по вере

Когда речь заходит о финно-угорских народах, многие спрашивают, как там с язычеством.

Историю не перекроешь. Все народы земли восходят к язычеству. И в Варзи-Пельге когда-то были свои обычаи, передавшиеся от дедов-прадедов.

Пришедшая на встречу с нами Екатерина Евсеева вспоминает, как взрослые мужчины исполняли обряд моления в большом помещении на берегу, которое называлось куала.

– В 1979 году новую куала построили возле кладбища, – рассказывает она. – Постепенно христиан становилось все больше. Наши деревенские ездили в храм в Крынды. Но оставался один дед Федот. Он все говорил: я верю только белому свету и вкусной земле... Нам, детям, было так удивительно.

Сейчас в Варзи-Пельге живут православные удмурты. Они стараются соблюдать православные обычаи и сердечно радуются за своих соплеменников из Сарсак-Омги, где восстанавливается Введенский храм.

Как в городе

– Большое спасибо хочется сказать главе поселения Зульфату Равилевичу, – продолжает Зинаида. – Никогда ничем нас не обделяет. Попросили решить вопрос с дорогами – теперь у нас песок и щебень. Попросили мусорку к кладбищу поставить – во всех деревнях поселения установили мульды.

– Мы сейчас как в городе живем. И газ, и вода, и машина стиральная, – поддерживает Женя апай. – Каждый раз в удивление было, что в Салаушах ночью светло. Теперь и у нас лампочки – через столб.

Сельские жители, как правило, умеют радоваться малому. Только и тут есть своя боль. Одну из пельгинских улиц круглый год заполняют машины. Это рыбаки из Удмуртии приезжают.

– Хоть предупреждай, хоть не предупреждай – столько мусора оставляют. Потом приходится всей деревней за ними убирать, – сетует депутат.

А еще повадились в деревню к бабушкам мошенники. Всякие приборы предлагают. Кого-то на две, кого-то на три тысячи обманули.

Наши собеседницы тоже стали жертвами мошенников. Интересно, что они рассказывают об этом с юмором и чисто деревенской непосредственностью.

– Такие они у нас! – улыбается Зинаида. – Не унывают!

Остается пожелать варзи-пельгинцам всегда оставаться на хорошем счету, не растерять своей душевной силы и всегда уметь смеяться над неудачами.

Екатерина САМСОНоВА.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International