Год основания неизвестен. Считается, что деревня Крынды была основана татарами-переселенцами из Сабинской местности, во время завоевания Казани войсками Ивана Грозного. По некоторым данным считается, что деревня была основана в 1-половине ХУ11 века татарами и расположена в 50 км к югу от Агрыза, на речке Турдалинка.
В некоторых документах говорится, что татары Терсинской волости переселились сюда приблизительно ХУ11 века. А по другим документам, что деревня Крынды была основана в начале ХУШ века.
По объяснениям жителей деревни, она расположена на крутом берегу реки и поэтому стала называться Крынды.
Также есть предположения, что название деревни происходит от слов «граница» (по татарский «чик»), «край»
(по татарский «кырый», т.к. деревня Крынды, во-первых, была расположена на самой границе, которые принадлежали Тафкилевым. Во-вторых, деревня Крынды расположена на краю деревни Турдали, которая была основана раньше. А в третьих, деревня Крынды расположена возле гор (по татарский «кырын-тау».)
В 1840-ых годах сюда переселились русские. В 1860-ых годах в Крынды переселяются новые русские семьи из Закамья.
В конце ХУШ века татары деревни Крынды были насильно переведены в христианскую веру и в документах были записаны как православные. В документах 1795 года имена жителей деревни были записаны и по - мусульманский, и по христиански. Далее, например, в 1834,1858, годах имена записаны только по христиански. С тех пор, всех татар Крындов стали называть «новыми крешенами».
Но это была только формальность, т. к. церковное и православное духовенство не могло оказать должного воздействия на татар ввиду большой отдаленности от Крындов (в Пьяном Боре, в Варзи Ятчах). Поэтому татары никогда себя не считали христианами и жили также, как их деды и прадеды, соблюдая мусульманские обычаи и традиции, имена у них были только татарские (в быту).
Но, в это же время, они не могли пояснять свои православные имена они были не в силах, т.к. христианизация- это было требование государственной власти, а те, кто был против, сразу же довольно жестоко наказывался: без суда и следствия были отправлены в ссылку или посажены в тюрьму, таким образом,
несколько поколений татар деревни Крынды были русскими.
Насильно данные жителям чужие имена и вера никак не могли прижиться в Крындах. Это только усиливало неприязнь жителей. В России в 1860-1870 годах распространяется движение против христианизации. «Новые кряшены» начинают требовать у власти возвращение в мусульманскую веру. В октябре 1871 года в Крындах тоже принимается решение вернуться в мусульманство и требуют признания этого факта у государства.
Из рапорта Крындинского попа Ивана Тронова в 1876 году следует, что основная причина возвращения жителей в мусульманство - это активная пропаганда муллы деревни Турдали - Гиззатуллы. В Крындах в то время не было мечети и они обращались к мулле Турдалей. В 1824 году по приглашению жителей деревни Турдали сюда приезжает уроженец д. Бизяки Гиззатулла Миндекеевич (1801-1868), он становится имамом деревни, обучает детей. Он 44 года ведет мусульманскую религиозную деятельность среди татар д. Крынды и д. Турдали. Скрытно, у себя на дому он обучает и детей «новых кряшенов», за что к нему было приставлено жандармское наблюдение.
После смерти Гиззатуллы Миндекеевича работу продолжают его сыновья – Ахмади, Мухаммедшакер и Мухамедсадык. Они активно пропагандируют людей отказаться от православия и от строительства церкви, за что они жестоко поплатились: их отправили в ссылку на 10 лет.
Чтобы христианизировать татар д. Крынды, власти идут на различные меры. В 1871 году в деревне открывается миссионерская школа, в 1874 году принимается решение о строительстве церкви.
Сначала церковь хотели построить посередине деревень Крынды и Турдали, но этому не суждено было сбыться: татары разрушают постройку, разворовывают материалы, избивают русских, которые строят церковь. Татары запугивают русских, грозят убийством даже тем, кто не имеет к этому никакого отношения: вытравливают их поля, сенокосные угодья, устраивают пожары. Известно, что во всех этих беспорядках участвовали не только мужчины- татары, но и молодые девушки. Все это показывает, что христианизация татар – это только формальность, ни к чему она не привела. Очень многих мужчин-татар пострадало, т. к. они были отправлены в тюрьмы и ссылку.
Но в 1892 году Петропавловская церковь была построена на краю деревни Крынды. И в настоящее время церковь сохранились в полуразрушенном состоянии и считается архитектурным памятником Республики Татарстан. Но, к сожалению, власти не признавали крындинцев мусульманами и в 1890-1895 годах еще были предприняты попытки сделать их православными.
Мусульмане Крындов, исключительно все 117 хозяйств и 659 человек, считают себя татарами и наконец-то, в 1906 году добиваются у государства признания этого. В этом же году получают разрешение на строительство мечети и открывают мусульманскую татарскую школу. На строительство мечети Мирза Ибрагим Хамиди (д. Балтачево) выделил бревна, торговец хаджи Ахметшакир Заитов дал деньги. И в 1907 году в Сабантуй была открыта мечеть. Люди уже не думали, что это произойдет когда - либо.
Во времена пугачевского бунта 11 жителей Крындов были воинами Пугачевского войска.
С 1870 года в Крындах работал завод по переработки кожи К.А Лихачева. Сельское население до 1917 года, в основном, занималось земледелием и кузнечным ремеслом. Крынды славилось крупным землевладельцем Закиром Нафиковым, торговцами - Алексей Сухих, Сибгатуллин, Закиров, Бадретдинов, Вали. С 1921 по 1930 годы Крынды были разделены на две части: Татарские Крынды и Русские Крынды.
В настоящее время в деревне Крынды основную часть населения составляют татары, но есть и русские. В 1924 году 17 хозяйств (75 человек русской национальности) основали деревню Петропавловский.
В 1744 году в Крындах жило 18 мужчин,1897 году-всего 907 жителей, 1926 году в татарских Крындах жило 707, а в русских Крындах – 192 человека. А в 1992 году здесь жители 735 человек.